деятельность
студии
история
новости
ПОИСК
 
на главную
| фото |  15:13 13 марта 2006

Забытая музыка конструктивизма
В рамках проекта «Музыкальные редкости» состоялся первый из пяти концертов цикла «Забытая музыка ХХ столетия».


Основой этого цикла станут редко звучащие, а зачастую и вовсе забытые по разным причинам произведения отечественных композиторов.

Первый концерт цикла был посвящен так называемому «конструктивизму» в музыке. Будут представлены сочинения 1920-х — начала 1930-х годов, вышедшие из-под пера Алексея Животова, Леонида Половинкина, Владимира Дешевова и Александра Мосолова. Наименования этих сочинений многое говорят об их художественном направлении: «Рельсы», «Телескоп II для фортепиано», «Газетные объявления», «Завод».

Революция 1917 года произвела сильное впечатление на российскую художественную среду. Футуристы, бывшие до революции шумным, но довольно малочисленным крылом дооктябрьской отечественной культуры, после революции в 1920-е годы становятся особенно влиятельны в среде художественной молодежи. Индустриализация как главная хозяйственная задача страны вызывала желание отобразить ее в звуках, создать искусство, созвучное ее масштабу, заявить о высшей ценности новых, невиданных и сулящих большие перемены звуках. Так возник музыкальный «конструктивизм».

Подобное искусство привлекало внимание и в Европе. Из музыкальных сочинений, оставивших след в истории, упоминают в первую очередь балет Прокофьева «Стальной скок», оркестровые пьесы Онеггера «Рэгби» и «Пасифик 231». Судьба советских конструктивистов оказалась менее счастливой, практически все они испытали давление вначале со стороны общественных организаций (РАПМа) и официальных органов, критиковавших их за «левизну», и были вынуждены ограничивать свою художественную активность, менять ее направление.

Вел концерт Артем Варгафтик


Программа:

I отделение

1. А. Животов. Фрагменты для нонета. 9 мин.
(ансамбль Студия Новой Музыки (Дирижер И. Дронов)

2. Леонид Половинкин. Электрификат (для фортепиано)
(Михаил Дубов (ф-но). 7 мин.

3. Леонид Половинкин. Телескоп II (обработка для камерного оркестра В. Сойфера). 18 мин. (ансамбль Студия Новой Музыки (Дирижер И. Дронов)

4. Владимир Дешевов. Рельсы (обработка для камерного оркестра В.Сойфера). 5 мин.
(ансамбль Студия Новой Музыки (Дирижер И. Дронов)


II отделение

1. А. Мосолов. Соната 4 (для фортепиано). 10 мин. ( Михаил Дубов (ф-но)

2. А. Мосолов. Струнный квартет № 2. 18 мин. (ансамбль Студия Новой Музыки (Дирижер И. Дронов)

3. А. Мосолов. Газетные объявления. 7 мин.
(переложение для сопрано и камерного оркестра Э.Денисова) (ансамбль Студия Новой Музыки (Дирижер И. Дронов), Светлана Савенко (сопрано)

4. А. Мосолов. Завод. 5 мин.
(обработка для камерного оркестра В.Сойфера, рояль).
(ансамбль Студия Новой Музыки (Дирижер И. Дронов)


Сведения об авторах:

Алексей Животов (1904, Казань — 1964, Ленинград) — советский композитор. Учился в Ленинградской консерватории у М. Чернова и В. Щербачева (1924-30). В 1926-30 преподавал музыкально-теоретические предметы и инструментовку. Как композитор дебютировал Сюитой для большого оркестра (1928) и Фрагментами для нонета (1929). Эти сочинения отмечены поиском нового музыкального языка и новых форм. Значительный успех имел его вокально-симфонический цикл Запад (1932). Знаток оркестра, его выразительных возможностей, Животов позднее большое внимание уделял вокальной лирике. Композитор принимал активное участие в музыкальной жизни Ленинграда (в 1961-64 председатель Ленинградского отделения Музфонда).

Половинкин, Леонид Алексеевич (13.8.1894, Курган, — 8.2.1949, Москва). Русский советский композитор. Учился в Московской консерватории у Василенко, Катуара, Мясковского (1914—24). В 1920-х входил в Ассоциацию современной музыки и был одним из лидеров раннего советского «урбанистического» модернизма; характерны его фортепианные «Происшествия» (7 пьес, 1920—25) и фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—30). Позднее освоил более простой стиль (9 симфоний, 1930—44). С 1926 заведовал музыкальной частью Московского театра для детей; сочинил музыку к ряду детских спектаклей и фильмов.

Дешевов, Владимир Михайлович (1889, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград). Русский советский композитор. В 1908-14 учился в Санкт-Петербургской консерватории у Лядова, Штейнберга и др. Автор одного из первых советских балетов «Красный вихрь» (1924), а также оперы «Лед и сталь» на сюжет о событиях Кронштадтского восстания (1930). В музыкальном языке оперы проявилось влияние урбанизма Э. Кшенека, С. Прокофьева, композиторов французской Шестерки. В 1926 написал фортепианную пьесу «Рельсы» — одно из первых в советской музыке воплощений индустриальной, «машинной» романтики. Впоследствии работал главным образом в области прикладной музыки.

Мосолов, Александр Васильевич (1900, Киев — 1973, Москва), советский композитор. В 1922-25 учился в Московской консерватории у Р. Глиэра и Н. Мясковского. В 1920-х состоял в Ассоциации современной музыки и снискал репутацию одного из самых радикальных представителей авангардного направления в советской музыке.
Международную известность композитору принесла пьеса Завод (фрагмент незавершенного балета Сталь, 1927), в которой средствами большого оркестра имитируется одновременная слаженная работа множества машин. После 1930, когда ведущие позиции в музыкальной жизни СССР заняла Всесоюзная ассоциация пролетарских музыкантов, музыка Мосолова перестала исполняться, а сам он стал жертвой беспощадной критической кампании. Чтобы обезопасить себя, Мосолов выезжал в фольклорные экспедиции в разные регионы СССР и писал музыку, следуя эстетическим установкам, стандартным для советской музыки сталинского времени. В 1937-38 несколько месяцев провел в тюрьме по обвинению в антисоветской агитации. Впоследствии занимался обработкой народных песен для Северного русского хора (Архангельск).



Приглашения на наши концерты распространяются бесплатно. Для прохода на концерт необходимо иметь удостоверение личности.

Телефон для справок и заказа приглашений: 780-5609.

Забронировать приглашения можно по адресу SBolshakova@tv-culture.ru

Проезд: метро «Баррикадная», ул. Малая Никитская, 24.
Схема проезда



Струнный дивертисмент
В гостях Пятой студии - Илья Иофф и струнный ансамбль «Дивертисмент»


«Фонограф-джаз-трио» в Пятой Студии
12 февраля на Малой Никитской прозвучала новейшая версия «Времен года» П.И. Чайковского

Ритмы и контрасты
В Пятой студии на Малой Никитской выступил Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского
Возвращение патефона
В пятой студии состоится концерт Саратовского Джаз-оркестра «Ретро» под управлением Никиты Духовникова «ПАТЕФОННАЯ ЭРА ВОЗВРАЩАЕТСЯ» посвященный столетию со дня рождения Александра Цфасмана.

Московский Мужской Еврейский Хор «Хасидская Капелла»
В Пятой студии на Малой Никитской прозвучала еврейская и русская хоровая классика


© 2018 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2018. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.gdrz.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.gdrz.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: cultcorp@rfn.ru. Реклама на сайте: ad@rfn.ru