деятельность
студии
история
новости
ПОИСК
 
на главную
| фото |  12:26 30 мая 2005

Барочные дискуссии

Спорами о вкусах пронизано любое время, но трудно представить себе дискуссии более страстные, чем те, которые вели музыканты эпохи барокко.

Это было время великого, пламенного спора, в котором участвовали, прежде всего, французы и итальянцы. Французы, конечно, полагали, что именно французская музыка, лишенная неистовых страстей, но зато изысканная и галантная, - олицетворение хорошего вкуса (а итальянская этот хороший вкус портит). Итальянцы думали наоборот. Придворный парижский стиль они определяли как «нечто наподобие колыбельной», «усыпляющее» и «бесстрастное».

Немцы же глядели на этот спор со стороны, подумывая о том, как соединить достоинства соперничающих традиций.

Впрочем, многим немецким композиторам непременно хотелось освоить обе манеры письма «в чистом виде». Едва ли не больше всех этим желанием проникся Георг Муффат. В юности ему довелось учиться в Париже у Люлли, в более зрелые годы - в Риме у Пасквини, так что оба национальных стиля были известны ему «из первых рук».

Итальянская и французская традиции интересовали и Иоганна Себастьяна Баха. Но, когда речь заходит о Третьем Бранденбургском концерте, не хочется говорить о национальных вкусах. Три струнных трио в Третьем концерте играют мотивы из трех нот. Число три здесь повсюду - в гармонии и форме, в фактуре и инструментовке, в каждом такте, в каждом голосе. Эту музыку обычно понимают в контексте христианской культуры, - но изучив ее строение, увидев согласие алгебры и гармонии, невольно вспоминаешь об учении пифагорейцев…

Бах не оставил никаких толкований своего произведения - он был необыкновенно скромным человеком и мало говорил о себе. Искренне восхищаясь своими современниками, он переписывал от руки партитуры Палестрины, Фрескобальди, Телемана, Кайзера… Себе на память переписал он и лучшие сочинения своего родственника, органиста Иоганна Бернгарда Баха.

Друзья говорили, что Бернгард Бах сочиняет в манере Телемана. Наверное, это правильно. Но в какой манере сочинял Георг Филипп Телеман? Он писал «Парижские» квартеты, французские увертюры, немецкие фуги, итальянские концерты и сонаты. В Сюите си-бемоль мажор среди французских танцев почему-то оказывается «Ария в итальянском стиле»; немногие сочинения в жанре Concerto grosso - дань итальянской традиции; в Концертах он меняет итальянский жанр на свой лад: они написаны как бы в стиле Concerti grossi Корелли, но с солирующими духовыми, чего у Корелли нет.

Иными словами, Телеман абсолютно свободно владел всеми «земными стихиями», всеми вкусами и стилями письма; никакого спора, никакого вавилонского переполоха, - в его обширном наследии разные музыкальные языки сочетаются гармонично и красиво, то смешиваясь, то контрастируя друг другу.

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА:

I

Георг Муффат (1653 - 1704)
Оркестровая сюита си-бемоль мажор из цикла “Florilegia”

Иоганн Бернгард Бах (1676 - 1749)
Сюита соль минор для скрипки, струнных и континуо
Солист - Сергей Фильченко (скрипка)

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750)
Бранденбургский концерт №3 соль мажор

II

Иоганн Розенмюллер (1619 - 1684)
Соната ре минор для струнных и континуо

Сергей Фильченко, Дмитрий Синьковский (скрипки)
Юрий Вдовитченко, Сергей Тищенко (альты)
Павел Сербин (виолончель), Ольга Мартынова (клавесин)

Соната фа мажор для струнных и континуо

Георг Филипп Телеман (1681 - 1757)
Кончерто гроссо
соль мажор для двух скрипок, струнных и континуо TWV 52:G1
Концерт ми минор
для флейты, скрипки, струнных и континуо TWV 52:e3
Концерт ми минор
для двух флейт, скрипки, струнных и континуо TWV 53:e1

Вел концерт Лев Малхазов

Прямую трансляцию концерта осуществляло href=http://www.cultradio.ru/>радио "Культура" (91,6 FM).


Напоминаем, что приглашения на наши мероприятия распространяются бесплатно. Для прохода на мероприятие необходимо иметь приглашение и удостоверение личности.

Телефон для справок и заказа приглашений: 780-5609.

Проезд: метро «Баррикадная», ул. Малая Никитская, 24.
Схема проезда



Струнный дивертисмент
В гостях Пятой студии - Илья Иофф и струнный ансамбль «Дивертисмент»


«Фонограф-джаз-трио» в Пятой Студии
12 февраля на Малой Никитской прозвучала новейшая версия «Времен года» П.И. Чайковского

Ритмы и контрасты
В Пятой студии на Малой Никитской выступил Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского
Возвращение патефона
В пятой студии состоится концерт Саратовского Джаз-оркестра «Ретро» под управлением Никиты Духовникова «ПАТЕФОННАЯ ЭРА ВОЗВРАЩАЕТСЯ» посвященный столетию со дня рождения Александра Цфасмана.

Московский Мужской Еврейский Хор «Хасидская Капелла»
В Пятой студии на Малой Никитской прозвучала еврейская и русская хоровая классика


© 2021 Государственный интернет-канал "Россия" 2001 - 2021. Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26539 от 22 декабря 2006 года. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов ссылка на www.gdrz.ru обязательна. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.gdrz.ru обязательна. Для детей старше 16 лет. Адрес электронной почты редакции: cultcorp@rfn.ru. Реклама на сайте: ad@rfn.ru